BattleLore (настольная Second Edition и цифровая Command)

Примерно под Новый год я пополнил свою коллекцию настольных игр еще одним любопытным экземпляром — BattleLore Second Edition. Это такая сравнительно простенькая (сравнительно, потому что нюансов много и простора для мысли хватает, но до полноценного «задротистого» варгейма все же далеко) тактика, рассчитанная строго на двух игроков. Игра появилась в продаже в конце 2013, а уже прошлым летом подоспела и русская локализация — довольно быстро по настольным меркам. Кроме того, издатель игры — Fantasy Flight Games — решил не останавливаться на продаже физических копий и оперативно создал цифровую версию Battlelore, которая сперва отрелизилась на мобильных устройствах, а потом перекочевала и в Steam.

DSC_0113

Название намекает, что у игры явно есть какая-то предыстория — не могла же приставка Second Edition взяться с потолка? Первое издание действительно было, причем с его выхода не прошло и десяти лет, но от нового BattleLore оно существенно отличается по ряду пунктов: в первую очередь сеттингом и многочисленными изменениями в правилах различной степени важности.  Также на системе первого BattleLore была основана Battles of Westeros — тактика по мотивам произведений Джорджа Мартина. Но все это не связано напрямую с Second Edition, поэтому не будем отвлекаться от темы.

Если изначально действие BattleLore разворачивалось во время Столетней войны,  то во втором издании действие перенесли в фентезийный мир Терринот — в нем разворачивается действие многих других проектов Fantasy Flight Games: Descent, DungeonQuest, RuneWars и прочих. Сеттинг неплохой, более-менее проработанный, но без какой-то особенной изюминки — классическое средневековое фэнтези, не лучше и не хуже многих других аналогичных миров.

DSC_0121

В большой и увесистой коробке с игрой находится раскладное поле, несколько колод всяких ярких карточек разных размеров и, главное, под сотню пластиковых миниатюр (от маленьких солдатиков до внушительных размеров демона, который и в кулак-то не поместится)! C одной стороны, вроде много, если не сказать «до черта!». С другой — всего имеем две воюющие фракции, у каждой из которых пять типов юнитов: пехота, лучники, кавалерия, тяжелая пехота и «босс» — не сказать, чтоб прям совсем дофига. С третьей — на практике видов войск все же хватает, а непохожесть бойцов одного типа у разных сторон конфликта, изменяющиеся от партии к партии задачи противников и возможность влиять на ход битвы всякой магией делает каждую схватку непохожей на предыдущую. Хоть условие победы всегда одно (первым набрать 16 очков), способы зарабатывания этих самых очков зависят от выбранного сценария. Кроме того, сценарии тоже собираются, как в конструкторе: каждый игрок подбирает для себя подходящие цели и выстраивает ландшафт на своей половине поля, так что и тут простор для кастомизации каждой отдельной битвы довольно большой.

DSC_0128

Особенность боевой системы BattleLore — карточки приказов. Вот вы привыкли, что у кого большая и сильная армия, тот и прав. Но в BattleLore даже обладающий численным превосходством игрок может отхватить от слабого противника, который грамотно распределил свои силы по карте. Дело в том, что ходить можно не всеми имеющимися отрядами, а только теми, которые ты активировал в этот ход. А активируются отряды особыми картами приказов, которые позволяют задействовать либо войска на определенном участке карты, либо бойцов конкретного типа. Т.е. мало иметь три конных полка на левом фланге — надо еще предусмотрительно запастись приказом, который позволит всех их в нужный момент послать в атаку. Иначе простоят они там всю партию без дела, а то и вовсе бесславно сгинут от стрел пары хилых, но наглых лучников, стоящих буквально на соседнем гексе и активируемых оппонентом каждый ход.

DSC_0134

Играется все это бодро, качество исполнения компонентов отличное, иллюстрации радуют глаз, а карты и фигурки — пальцы. У настольной версии есть, пожалуй, всего один существенный минус: долгое время подготовки. Собрать поле, разложить карты, распределить армии, а после партии аккуратненько сложить все обратно в коробку — это занимает чуть ли не около получаса, в то время как само сражение длится от сорока минут до полутора часов.

Но этого минуса лишена цифровая адаптация — BattleLore Command. Тут практически все то же, но без долгого перекладывания карточек и двигания солдатиков: несколько секунд загрузок, много кликов мышкой, пятнадцать минут пронеслось — вот и партия! Правда, не обошлось и без изменений в правилах: например, была переделана система отдачи приказов, да и магия играется несколько иначе. Однопользовательская кампания радует неплохими миссиями, некоторые из которых даже можно взять на вооружение и воссоздать в настольном варианте. Правда, пока поиграть дают только за хороших рыцарей Дакана, но возможно вторая кампания, за племена Утхук Й’иллан, появится позже, в качестве платного DLC (уж что-что, а любовь Fantasy Flight Games к выпуску дополнений вполне сравнима с аналогичной страстью EA). Огромный минус цифровой версии — в ней нет hotseat! Онлайновый мультиплеер — пожалуйста, сколько угодно, а вот передавать планшет из рук в руки или присесть вдвоем у экрана монитора не позволяют. Не порядок! Стоит Command не дорого, но и не совсем уж дешево — 7$ (что, тем не менее, примерно в 10 раз меньше, чем коробка с настолкой).

CBzWNt2UIAAvZQ_ (1)

По итогу могу сказать следующее: настольная BattleLore хороша — красочная, реиграбельная, довольно вдумчивая и не переусложненная. Да к тому же и на русском доступна: собственно, у меня как раз коробка с локализацией от Hobby World. А вот порекомендовать цифровую адаптацию можно, пожалуй, только тем, кто не может найти живого соперника в реальности, стремится проводить за любимой настолкой вообще все свободное время или просто хочет глянуть, чего же там такого напридумывали в кампании. Советовать BattleLore Command для ознакомления новичкам, не игравшим в физическую версию, для формирования мнения об игре и принятия решения о том, стоит ли ее покупать, я не могу — послевкусие совсем другое.

Battlelore2

Во-первых, отсутствуют тактильные ощущения (одно дело лично бросать кубики на стол, а другое — когда генератор случайных чисел выводит тебе на экране несколько значков; по сути то же, но азарт почему-то умирает). Во-вторых (хотя с этим кто-то, наверное, поспорит), «варкрафтоподобным» анимированным 3D-моделькам далеко по крутости до статичных и даже не раскрашенных пластиковых миниатюр, величественно застывших на картонном поле брани: теряется ощущение эпичности происходящего. Почему-то когда на столе три фигурки становятся на шестиугольник с нарисованным домиком, это воспринимается, будто батальон копейщиков занял город; на компьютере же это выглядит, как поход трех мужиков с палками в корчму за пивом.

matt-battlelore_0960

Так что с Command я, пожалуй, еще немного побалуюсь, но потом удалю и забуду. А вот Second Edition посвящу еще немало вечеров, и даже, возможно, прикуплю некоторые дополнения (коих, кстати, только на сегодняшний день анонсировано 5 штук, но вот вероятность появления их на русском, к сожалению, стремится к нулю). Хотя если не сравнивать BattleLore Command с оригиналом, то игра вполне может понравиться.

BattleLore (настольная Second Edition и цифровая Command): 3 комментария

  1. Уведомление: Patchwork | kirthegamer

Оставьте комментарий